Краткая схема Божественной Литургии |
|
1 |
Начальный возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа…» |
2 |
Мирная ектенья: «Миром Господу помолимся…» — молитва о Церкви, стране и всех людях. |
3 |
Антифоны — пение особых хвалебных псалмов, перемежающееся малыми ектеньями. |
4 |
Во время пения третьего антифона «Малый Вход». Священник с Евангелием выходит на солею и после возгласа «Премудрость, прости» входит в алтарь. |
5 |
Ангельское славословие («Трисвятое»): «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». |
6 |
Чтение Священного Писания — отрывки из Апостола и Евангелия. |
7 |
Сугубая ектенья — молитва о живых и усопших, а также о всех нуждах православных христиан. |
8 |
Ектенья об оглашенных — молитва о людях, готовящихся к крещению. |
9 |
«Оглашенные, изыдите» — с этого момента в храме могут присутствовать только «верные» — православные христиане, принявшие Крещение. |
10 |
«Елицы вернии паки и паки миром Господу помолимся» — молитвы о верных. |
11 |
Херувимская песнь, во время которой совершается Великий Вход — принесение хлеба и вина для совершения Таинства. Великий Вход символизирует шествие Христа на Страдания. |
12 |
Просительная ектенья: «Исполним молитву нашу Господеви…» |
13 |
Всенародное пение Символа Веры. |
14 |
Евхаристическая молитва или Анафора — центральная часть Литургии. Начинается с благодарения Бога за творение и искупление, далее переходит к воспоминанию Тайной Вечери и установления Таинства Евхаристии. Во время пения «Тебе поем…» происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. После этого мы всех святых, особенно о Божией Матери («Изрядно о Пресвятей…»), благодарим Бога за их прославление, и просим их молиться с нами, молимся обо всех православных христианах, о вселенной, о нашей стране и обо всех нуждах церковного народа. |
15 |
Просительная ектения: «Вся святыя помянувше…» |
16 |
Всенародное пение молитвы «Отче наш…» |
17 |
Возношение Святых Даров, возглас «Святая святым». |
18 |
Причащение священнослужителей (в алтаре). |
19 |
Причащение мирян. «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». |
20 |
Перенесение Св. Даров на Жертвенник. |
21 |
Благодарственная ектенья: «Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Бессмертных, Небесных, Животворящих Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа…» |
22 |
Окончание Литургии, отпуст. |
Объяснение некоторых слов и выражений
Возглас — часть молитвы, произносимая священником громко во всеуслышание. Ектенья — прошения, произносимые диаконом (или священником, если нет диакона) от лица народа, на которые хор отвечает «Господи помилуй» или «Подай Господи». Миром — в мирном расположении духа. Паки и паки — снова и снова. Ныне и присно, и во веки веков — сейчас, непрестанно и во все века. Аминь (из иврита) — истинно так. Аллилуйя — хвалите Бога. Я́ко — ибо, как, когда (в зависимости от контекста). Еси — ты есть (2 л. ед. ч. глагола быть). Блаженный — счастливый. Прости — стойте прямо. Вонмем — будем внимательны. Оглашенные — люди, готовящиеся к Крещению. Елицы — все, которые. |
И́же — который, которые. Предстоятель — архиерей или священник, возглавляющий службу. Евхаристия (от греч. «благодарение») — другое название Таинства Причастия. Святые Таины, Святые Дары — Тело и Кровь Христовы. Солея — возвышение перед иконостасом. Амвон — центральная часть солеи. Престол — специально изготовленный стол, обычно кубической формы, располагающийся в центре Алтаря. На Престоле совершается Евхаристия, а также хранятся запасные Дары. Жертвенник — стол, располагающийся в Алтаре слева от Престола. На жертвеннике совершается проскомидия, то есть приготовление хлеба и вина для совершения Божественной Литургии. Отпуст — краткая конечная молитва богослужения: «Христос, Истинный Бог наш… помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». |
Херувимская песнь в русском переводе: «Мы все, таинственно изображая херувимов и принося Святой Троице трисвятую песнь, да отложим ныне все житейские заботы, дабы поднять Царя всех, невидимо копьеносимого ангельскими воинствами. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».
Херувимы — наивысший чин ангелов
Трисвятая песнь — ангельское славословие: «Свят, Свят, Свят Господь…» (Ис. 6: 3).
Копьеносимый — титул Императора в Византии (при избрании Императора воины несли его на щите, который ставили на свои копья).